Алла Урбан
Встреча
2023
Сталь, оргстекло прозрачное, краска, светодиоды

В 1919 году Михаил Матюшин, один из лидеров авангарда, соратник и постоянный собеседник Казимира Малевича пишет картину «Геометризация пространства (или «Кристалл»)», которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Холст заполнен пересекающимися под прямыми углами линиями, образующими ромбы, кубы, параллелепипеды, наслаивающиеся друг на друга прозрачными гранями. Художник варьирует градации синего цвета, создавая ощущение бесконечно развивающейся формы. В растущем кристалле Матюшин увидел идеальную модель, в которой проявляется постоянно изменяющаяся жизнь природы.

Для своей инсталляции «Встреча» художница Алла Урбан «выращивает» кристаллы Матюшина из треугольных стеклянных призм, которые пропускают, аккумулируют и отражают свет. Кристаллы складываются в глаза, возвращая нас к мечте Матюшина о развитии у художника способности «расширенного смотрения», «зоркого вЕдания» или ЗОРВЕД — так называлась группа, объединившая учеников и коллег Михаила Матюшина. Их манифест провозглашал «возвращение человека к природе», стремление «подключить его к внутренним и на первый взгляд неуловимым процессам жизни, ритмам и вибрациям природы, стать самому частью ее».

Каждое произведение Аллы Урбан представляет собой зашифрованную поэму, в которой воплощается ее стремление передать ощущение мира, разбитого на частицы, но стремящиеся к обретению равновесия и гармонии. Так, превратив сложенные из прозрачных пластин призмы в рассеянные среди деревьев светящиеся кристаллы, Алла Урбан будто наделяет способностью «расширенного смотрения» сам лес, научив природу смотреть «во все глаза» в ожидании встречи.